|
стр. 4 После завершения покупки Продуктов к обеду горожанин направлялся к
ближайшему из устроенных на рынке портиков, где его ожидала встреча с
друзьями. Встретившиеся приветствовали друг друга принятым жестом. Кланяться
или кивать головой в знак приветствия считалось в Древней Греции дурным
тоном. Пожимать руки можно было только в случаях принесения клятвы или в
моменты особенно торжественных прощаний. Друзья приветствовали друг друга
также словом «хайре», что означает «возрадуйся», после чего могли следовать
высказывания относительно погоды. Иногда общепринятое приветственное слово «хайре»
заменяли другими: «желаю здравствовать», «трудись и преуспевай» или «работай
успешно». Предметом разговоров встретившихся друзей могли быть политические
новости или личные дела. Нередко греки пускались в длинные рассуждения о
смысле человеческого бытия, о справедливости и о быстротечности жизни
человека.
Помимо рынка, друзья могли встретиться также в парикмахерской или в лавке
парфюмера либо сапожника. Философские беседы и споры разворачивались порой в
самых неожиданных для того местах. Так, например, известно, что однажды
Сократ завел беседу на излюбленную философскую тему прямо в лавке шорника.
Нежелание кого-либо участвовать в таких дискуссиях считалось у древних
греков свидетельством дурного воспитания и приравнивалось чуть ли не к
измене государству. Известно, что Демосфен как-то раз выступил с
обвинительной речью по поводу антиобщественного настроения и поведения
одного из горожан, который не хотел посещать парикмахерские и парфюмерные
лавки, традиционно являвшиеся местом встреч и бесед друзей.
Молчание также считалось в Древней Греции дурным тоном. Общительность,
жизнелюбие, дружба — вот главные приоритеты жизненного кредо жителя Эллады.
Однако нельзя сказать, что древние греки были чрезмерно болтливы. Болтунов и
пустозвонов так же, как и молчаливых и замкнутых людей, недолюбливали, и они
часто становились предметом насмешек окружающих. Таким образом,
благовоспитанный грек должен был быть в меру разговорчив и в меру молчалив,
должен был обладать умением не только красиво говорить на отвлеченные темы,
но и внимательно слушать речи собеседников.
Обеденное время настулало в Древней Греции приблизительно в три-четыре часа.
Прежде чем сесть за стол, горожанин обязательно посещал баню. Там тело
тщательно очищали от пыли и грязи, используя скребок-стригило. Чистое тело
вытирали полотенцем и натирали благовонным маслом. Только после этого
горожанин мог приняться за обед.
Как и в любом другом государстве, застолья занимали особенное место в жизни
жителей городов Древней Греции. Правила проведения церемонии и этикет трапез
был различным и зависел от характера застолья: семейный ''ли это обед или
встреча друзей. В обычные дни мужчины и женщины садились за один стол,
установленный в мужской половине дома. Однако мужчины полулежали на
кушетках, а женщины могли лишь сидеть на низких табуретах или стульях.
Когда горожанин получал приглашение на застолье, он должен был решить, как
правильно одеться. Но прежде ему предстояло тщательно вымыться и натереть
тело ароматными маслами. Правила этикета требовали своевременного прибытия в
дом, где устраивался пир. В назначенное время гости усаживались за стол, не
поджидая опаздывающих. Однако стоит заметить, что понятие «садиться за стол»
в Древней Греции если и существовало, то было весьма символическим,
поскольку гости возлежали у небольших столиков с яствами на кушетках. На
одном ложе могли разместиться два человека. Они ложились на кушетку,
застеленную красивыми одеялами и покрывалами, опирались на одну руку и
подушки, а другой рукой брали поданные кушанья. Нужно сказать, что ложа были
довольно высокими, и иногда для того, чтобы взобраться на них, требовалось
приставлять маленькую скамеечку. Даже столы, на которые подавали блюда, были
ниже кушеток, где лежали гости.
Количество столов и кушеток, предназначенных для гостей, могло быть сколь
угодно большим. Их можно было расставлять в виде полукруга или подковы,
максимально приближая гостей друг к другу так,--чтобы они могли общаться.
Места для наиболее почетных гостей располагались с правой стороны от
хозяина. Менее почетным гостям доставались места, удаленные от хозяев дома.
В связи с этим между гостями нередко возникали споры относительно того, кто
и какое место достоин занимать. Именно поэтому мыслитель Плутарх советовал
хозяевам, устраивавшим пир, заранее распределять и затем указывать каждому
гостю его место.
<<предыдущая стр. 4
следующая>>
© 2006 "Mercy" При использовании материалов ссылка
обязательна
|
|
|
Деловой этикет |
|
Этикет в дороге |
|
Речевой этикет |
|
Друзья |
|
Статистика |
|
|